Крупнейшим загрязнителем является Дарницкая ТЭЦ, до сих пор работающая на угле, хотя может сжигать газ.
По данным международной платформы анализа качества воздуха, Киев входит в первую десятку городов по загрязнению воздуха. Если систематически просматривать данные мониторинга, возникает логичный вопрос: действительно ли в Киеве плохое качество воздуха? Да, и на это влияет ряд факторов, пишет руководитель ОО «Офіс Довкілля» Егор Фирсов. При этом вхожесть столицы в тройку мировых лидеров по загрязнению воздуха сомнительна.
Какие факторы влияют на качество воздуха в столице:
- В Киеве работают 46 предприятий первой группы, разрешения на выбросы в атмосферный воздух которым выдает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. Наибольшим загрязнителем является Дарницкая ТЭЦ, которая находится в центре густонаселенного района и ежесуточно генерирует около трехсот тонн вредных отходов, из которых в воздух, грунт и воду Киева попадают: алюминий, барий, берилий, мышьяк, медь, никель, ртуть, свинец, бор, кадмий, железо, цинк. Дарницкая ТЭЦ до сих пор сжигает уголь, хотя может работать на газе.
«Франция планирует полностью отказаться от сжигания угля к 2022 году, Британия — к 2025 году. А у нас, наоборот, даже в Киеве сжигают грязное топливо по технологиям середины ХХ века. Сжигание ископаемого твердого и жидкого топлива сопровождается выделением сернистого, углекислого и угарного газов, которые как раз и представляют наибольшую опасность для здоровья человека и окружающей среды», – отмечает автор.
Технологии сжигания угля на ТЭЦ Украины чаще всего предусматривают удаление золы и шлаков гидравлическим способом и складирование их в золоотвалах. Не исключение и золоотвал Дарницкой ТЭЦ, расположенный в жилом массиве, поблизости от большого продуктового магазина и многоэтажки.
Вредные вещества, входящие в состав золошлаков, могут мигрировать с поверхности золоотвала через воздушную и водную среды и загрязнять приземный слой атмосферы, почву, подземные и поверхностные воды районов на расстоянии до нескольких километров от накопителя отходов. Шлаки и зола довольно токсичные, они содержат полиароматические углеводороды (преимущественно бенз(а)пирена), тяжелые металлы и неопознанные органические токсиканты.
«Надо было или ликвидировать отвал, или оставить вокруг него санитарную зону. Но у нас, как всегда, пошли третьим путем – убирать ничего не стали, зато построили высотки вплотную к переполненному шламовому отстойнику. В то же время в Евросоюзе из золошлаков строят дороги, чем одновременно решают проблемы их утилизации и защиты окружающей природной среды», – добавляет Фирсов.
Жители левого берега столицы страдают от соседства с мусоросжигательным заводом «Энергия», который функционирует с 1984 года. Чиновники говорят о выгодах от работы завода и даже демонстрируют разрешение на выбросы до 2025 года. А это целый «букет» токсинов: свыше 50 мг пыли на каждый кубометр заводского дыма, а еще углекислый газ, примеси серы, хлор, аммиак, оксиды азота, фтор, тяжелые металлы.
- Самыми большими загрязнителями атмосферного воздуха в Киеве остаются автомобили. Именно на выбросы автотранспорта приходится их львиная доля от общих – 70–85%. При этом четверть всех автомобилей в Украине – старые модели, не соответствующие эконормам.
На улицах столицы, где ежедневно наблюдается скопление машин, концентрация токсинов в воздухе превышает допустимую в три-четыре раза.
«Решением для этой проблемы является развитие электрического общественного транспорта и микромобильности – инфраструктуры для велосипедов, самокатов, моноколес и т.п. Микромобильность может забрать на себя до 15% всех поездок по городу», – предлагает он.
- Все данные, касающиеся национальной и индивидуальной безопасности, украинцы должны получать непосредственно от украинских органов власти, а не из непроверенных зарубежных источников. Нужно создавать и развивать государственную систему мониторинга воздуха, о чем идет речь в указе президента №111 от 23.03.2021 года.
«Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины и КГГА постоянно ссылаются на отсутствие денег для создания такой системы. А отсутствие объективной информации о состоянии атмосферного воздуха приводит к непониманию масштабов проблемы и неправильным управленческим решениям или бездеятельности киевской власти», – резюмирует руководитель ОО «Офіс Довкілля».
источник: zn.ua